Оглавление:
Подобное отношение к отцу может быть как отражением реального характера отношений ребенка с данным родителем, так и проявлением «синдрома отвержения одного из родителей» (Гарднер, Келли, Джонсон). Подобная ситуация характерна для высоко-конфликтного развода, когда ребенок оказывается вовлеченным в затянувшийся супружеский конфликт.
Суть данного синдрома состоит в том, что ребенок отвергает того родителя, с которым не проживает в данный момент, обвиняя и осуждая его, из-за возможного ряда факторов: индивидуально-психологических и поведенческих особенностей обоих родителей и ребенка, психологической уязвимости ребенка и степени выраженности его внутренней агрессии, враждебности родителей по отношению друг к другу. При наличии отвержения ребенком одного из родителей, необходимо исследование как особенностей ребенка и родителя — возможного индуктора, так и индивидуальных особенностей отвергаемого родителя.
Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.
Совет 1· Если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.· Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание· Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид.
Совет 2· Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства.· Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов.
Как это сделать?
Предлагаю несколько методических приемов, которые помогут школьному психологу активно начать консультацию и направить ее по нужному руслу.
Перед психологом — или старший школьник с пассивной установкой. Чтобы нейтрализовать устремление школьника на получение готового совета и активизировать его поведение, психолог начинает консультацию следующими словами: «Давай попробуем вместе решить твою проблему! Готового решения я предложить не могу, мы будем обсуждать вопросы, связанные с твоей проблемой, и вместе искать решение.
Было бы здорово, если бы у нас получился разговор равных людей. Анализируя твои проблемы, я могу также испытывать сложности, как и ты. Правда, у меня есть профессиональные знания и жизненный опыт.
Я постараюсь помочь тебе. Но решение необходимо принимать тебе самому. Обстановка беседы должна располагать учащегося к общению и способствовать тому, чтобы он действительно почувствовал себя психологически равноправным со взрослым.
Задачи: -оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации; — способствовать формированию у подростков «здоровых» моделей образа жизни, — повышение воспитательного потенциала семьи — организация комплексной методической помощи педагогам и всем работникам школы.
Девиантное поведение — поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе. Девиантное поведение проявляется в форме алкоголизма, беспризорности, пьянства, наркомании, преступности несовершеннолетних, т.е.
девиантным называют поведение, которое не соответствует общепринятым нормами ролям. ПОВЕДЕНИЕ ДЕЛИНКВЕНТНОЕ — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках, наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом Ведущие причины в нарушении развития
Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком. 2. Эмоциональное потворство. Ребенок — центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу «кумира семьи».
Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от «обидчиков». Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. 3. Авторитарный контроль. Воспитание — главное дело жизни родителей.
Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения.
Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку. 4. Потворствующее невмешательство.
Недоверие подростка к психологу обусловлено отсутствием у него необходимости психологических работ.
Потому важным фактором работы, занимающим продолжительное время, является установление согласия подростка на сотрудничество с психологом. Взрослый может открыто изложить причину своего обращения к специалисту, не согласовываясь с подростком.
В некоторых случаях стоит не гнаться за правдой в полном объеме, так как психологу необходимо знать отстраненную позицию ребенка от родителей. В случае упорного отказа со стороны ребенка, имеет смысл попробовать договориться с ним о нескольких встречах для ознакомления, а после принятия решения о продолжении работы.
Например, имея эту информацию, психолог адекватнее проинтерпретирует результаты теста «Рисунок семьи».Далее следует блок вопросов, касающихся семьи ребенка. Их можно задавать вразбивку, особенно если ребенка настораживает и тревожит большое количество вопросов о.
семье. Следует поинтересоваться, кем работают родители, какова область их интересов, каков режим их работы, как проводят свое свободное время, сколько времени затрачивают на общение с детьми (прогулки, покупки в магазинах, чтение, просмотр телевизионных передач, отдых и т. д.), кто из членов семьи является ее главой; как сложились отношения у подростка с его братьями и сестрами, дедушками и бабушками; как подросток обычно проводит летние и зимние каникулы.После установления контакта следуют вопросы, касающиеся личности ребенка.
Следует отметить, что вопросы, касающиеся мировоззрения, уместно задавать старшеклассникам, так как большинство
Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (возрастной период с 2 до 6 лет). 2. Особенности и последствия поставленного диагноза ——————— «повышенная нервно-рефлекторная возбудимость» (см.
Ум ребенка занят только тем, и верит только в то, что происходит «здесь и сейчас»; б) мышление необратимо, развитие событий и образование связей идет лишь в одно направлении; в) мышление эгоцентрично – ограничено рамками самого ребенка, поэтому он неспособен принять точку зрения другого человека. Дети думают, что все видят мир так же, как они; г) центрирование
Как бы эта проблема ни обозначалась, за всем кажущимся разнообразием кроется неудовлетворенность отношениями с родителями и желание как-то изменить сложившуюся ситуацию.
Работая по такого рода запросу, мы обнаружили, что, при всем обилии литературы по проблемам детско-родительских отношений, они в основном рассматриваются с точки зрения консультирования родителей.
Наша статья, обобщающая и подытоживающая накопленный нами опыт, представляет собой попытку взглянуть на эти отношения с другой стороны — со стороны ребенка. Консультирование подростков по поводу их отношений с родителями имеет, на наш взгляд, ряд особенностей.
Особенностями, влияющими на процесс консультирования, являются, с одной стороны, недостаточный уровень развития рефлексии, реакция эмансипации (по А.Е.
Личко), чувство взрослости, что затрудняет осознание ситуации, мешает взглянуть на происходящее с точки зрения другого
Часто ссоры переходят в деструктивный конфликт, причем родители данному факту не придают значения, хотя проблемы в межличностных отношениях сказываются на всем климате семьи («Социограмма», «Рисунок семьи»).Согласно классификации В.
Сатир, можно охарактеризовать данную семью как закрытую систему.Заключение по семье Б.Данные комплексного психологического исследования свидетельствуют о наличии в семье Б.
Свой неразрешенный конфликт родители переносят в сферу «родители — дети».Мать перестает относиться к детям только как к детям, она пытается с их помощью удовлетворить
Часто отключаются и перестают воспринимать.
3. Важно требовать дисциплинированности только после того, как между вами и подростком установлены положительные отношения.
4. Важно научиться конструктивно оценивать поступки, действия, а не самого подростка.
Можно выражать свое недовольство ОТДЕЛЬНЫМИ действиями ребенка, но не ребенком в целом. Избегайте ставить штампы: плохой, лентяй, неумёха.
Не выполняйте за ребенка то, что он может сделать сам. 7. Чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, уважайте ПРАВО выбора подростка.